Мечеть

Расположена мечеть в районе городской площади, сооружение отлично сохранилось до наших дней. В архитектуре мечети есть некоторые загадки, что заводит споры о его изначальном назначении, отсюда и второе название сооружения — Храм с аркадой (14).
 
Стены здания при помощи рельефных парусов плавно переходят в сферический свод купол. Подобные купола встречаются в Турецкой архитектуре. Такое зодчество подверглось сильному влиянию византийской архитектуры.
 
В строительстве мечети использовался серый известняк, храм имеет прямоугольную форму со сторонами 14,3 и 13,5 метров. С северной стороны здания примыкает притвор, увеличивающий внутренне пространство. Купольное помещение отделено от притвора тремя арками со столбами. Столбы арок украшены рельефным орнаментом.
 
С востока помещения раньше была пристроена открытая галерея, стены в которой имели оконные проемы, красиво украшенный дорогой резной работой. Над лестницей у главного входа, когда то был купольный свод, характерный архитектуре малой Азии середины XIV века.
 
Строительство началось еще до самого захвата города Генуей, впоследствии чего не было законченным, это говорит отчетливо заметная недоделанная резьба на камне. Законченный резной орнамент виден только на одной из восьми граней.
 
Резьба у михраба (мусульманская ниша) направленная в сторону алтарной ниши (Мекки, место, куда устремляют взор мусульмане) так же сделан только сверху до середины. Учитывая, что в Малой Азии разной орнамент в подобных сооружениях спускался до самого основания. Не законченным остался и наличник у входа в мечеть, на нем остались лишь подготовительные сечения. 
 
В северо-восточной части здания сохранилась винтовая лестница, в шахту ведущая в минарет, такой минарет не характерен для турецкой архитектуры, возможно, он был сделан позднее. А стены помещения были уложены резной плиткой.
 
Когда Генуэзцы захватили Солдайи, строительство храма было временно остановлено. Спустя семь лет, генуэзцы достраивали мечеть как католическую церковь. Расписав на оштукатуренных стенах изображения христианских святых.
 
А над михрабом уже виднелась надпись — Во имя Христа. Аминь. 1373 г. 4 января это здание повелел построить господин Г. Каталани. Христос, спаси. Под ним расположены 2 герба, справа на гербе изображена львиная морда — символ рода Каталани, а слева герб Каффы, входивший в состав генуэзского правления.
 
Происхождение рода Каталани походит из Испании. Как известно из исторических источников, эта семья активно брала участие в миссионерской деятельности в Малой Азии. А к середине XIV века один из членов семьи Каталани – доминиканский служитель и монах Журден ди Северак ди Каталани, получил статус Авиньонского папы и епископа Индии.
 
Г. Каталани который запечатлен в надписи в храме, вероятно, также был монахом, и настоятелем монастыря. Здание, где сейчас расположен музей, очевидно, было храмом монастыря, пробывши за чертой города до 1409 года, пока не была возведена крепостная стена, которая обошла башни Коррадо Чикало и Восточной башни.
 
Когда Турки в 1475 году захватили Солдайи, храм был вновь обращен в мечеть Падишах — Джами или еще как Баязид – Джами, из другого источника.
 
С 1778 года храм служил для русского гарнизона, православной часовней, управляющим под храмом Апостола Матфея. В 1816 года храм был закрыт по причине изношенных стен и фундаментов. В место этого был построен храм Покрова Божьей Матери в Судаке.
 
Какое-то время здание служило кирхой для лютеранских протестантов. С 1883 года, храм служил как армяно-католический монастырь, просуществовавший до самой гражданской войны. Уже с 1926 года в храме открыт археологический музей Судакской крепости.

Комментирование запрещено

  • НАПИШИТЕ нам! Для вас СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ !!!