Крым. Боткинская тропа

Это был один из тех дней, о которых не загадывают. Всё шло не по плану. Мы уже с неделю жили на море, со свежим воздухом, ласковой водичкой и мягким сентябрьским солнышком свыклись, душа требовала приключений.

Родители и муж ещё не были на Ай Петри, а я, как главный семейный экскурсовод, готова была подниматься туда снова и снова, лишь бы иметь зрителей и слушателей рядом. Решено, едем на канатную дорогу! Конечно, сомневались. Было солнечно, но как-то подозрительно ветрено. У нижней станции канатки подозрения сполна оправдались: низкие облака и сильный боковой ветер унесли наши планы далеко и безнадежно. Поглазели немножко на зубцы Ай Петри, скрывающиеся в пушистой пелене облаков, и долго горевать не стали — гору решили заменить морем.

Не тут-то было. Море оказалось в сговоре. Наш галечный пляж напрочь снесло волнами. Камней реально не было: держались только самые мощные валуны, на которые обычно загорающие кидают свои майки, или такие, с которых ныряют бомбочкой в морскую бирюзу. А вместо галечного пляжа был песок. Мы, конечно, даже попрыгали немного в этих бушующих штормовых волнах. Потом подошёл спасатель и немного объяснил, почему делать этого не стоит. А я порасспрашивала его, как и когда теперь вернётся на пляж галька. (Смеюсь сейчас). Обратно намоет волной, говорит.

Галька галькой, а пляжного дня не вышло: немного освежившись, мы потянулись в сторону дома, время обеда как раз наступало. А потом было скучно. Мы валялись на диване, переваривая обеды, Тим листал каналы телевизора, я сёрфила в телефоне на тему горных прогулок. Не отпускали меня горы. Я знала, что где-то прямо совсем здесь, стоит только выйти из дома, начинались всякие пешеходные тропы с красивыми названиями, они сулили массу впечатлений, манили из Интернета красивыми картинками и неизведанными местами. Я всегда хотела гулять по горам. Но нужна была удача, чтобы все совпало в один момент. Момент настал неожиданно.

— А, может, в горы? — предложила я Тимуру.

И мы пошли. Без особых ожиданий, целей и задач. И в итоге прошли сразу две тропы: Боткинскую и Малую Штангеевскую. На этом фото в самом центре скала Ставри Кая, на которую, как потом окажется, мы и поднимемся. Этот кадр я сделала, еще не зная этого.

Начали с Поляны Сказок. Подъем начинается прямо от дороги Ялта-Севастополь и ведет мимо зоопарка, где нас встретила небольшая собачка. Кстати, с высоты в зоопарке можно побывать совершенно бесплатно.

Мы немного сомневались, пока искали начало тропы, но пёсик нам мило показал, куда идти. И пошёл вместе с нами. Немного кадров, сделанных перед стартом маршрута.

А вот так выглядит самое начало тропы. Не заметить невозможно.

Все метки и указатели на тропе в полном порядке, даже новичку совсем не сложно. Заблудились мы лишь однажды, но об этом позже.

Поначалу постоянный подъем наверх с непривычки кажется навязчивым, но это ощущение быстро уходит, ноги привыкают. Наша следующая тропа Кореизская, окажется намного круче. А Боткинскую не зря называют тропой здоровья, она петляет по лесу. Мощному и такому красивому в вечерних лучах.

Мы шли и просто наслаждались красотой. Первая часть тропы совсем не крутая, и очень быстро открывает прекрасные виды на Ялту.

Вот такие природные лесенки.

Мы идем выше и выше, становится жарко, переодеваемся в шорты и футболки. Пьём в ручьях, пёс непреклонно карабкается с нами. Я прозвала его собака Бабака почему-то. Он такой осторожный и аккуратный, наш тихий молчаливый друг. Не задавал вопросов, не требовал внимания, просто бежал за нами, не отставая ни на секунду, ни на шаг.

Шли в состоянии перманентного восторга. Я наконец оказалась в своей стихии: вокруг лес, освещённый солнцем, звуки природы, а над нами высятся и манят горы.

Первый водопад на пути, Верхний Яузлар. В сентябре от него осталась только струйка, спасибо, что не пересох совсем.

Где-то у водопада художник рисует пейзаж. Машем ему рукой и отправляемся дальше. Путников почти не встречаем, мы вышли довольно поздно, ближе к 4 часам вечера. Каждый поворот, каждый подъем дарит новые эмоции. Я как ребёнок радуюсь каждому кустику, как же мне тут нравится!

Вскоре подъем становится круче, поднимаемся на гору. И, как приз за покорённые метры, роскошная видовая площадка. Время фоткаться))))

Пёс смело подходит к обрывам, разглядывает округу, а я переживаю за него. Неужели так и будет бежать вместе с нами?

Чем выше в горы, тем больше захватывает дух.

Вот старый индеец смотрит на Ялту.

Вот виноградники, которые дадут вкусное вино.

Растительность наверху заметно переменилась. Вместо высоченных стройных сосен — причудливые зеленые хранители гор, согнутые ветром.

Но, конечно, главным откровением становится вершина. Она вроде малюсенькая, ну, что такое 680 метров? Даже на слух как будто несерьёзно. Но когда ты пришёл туда своими двумя, когда каждый метр из этих 680 твой, протоптанный кроссовками, отзывавшийся приятной тяготой в каждой мышце, прощупанный глазами на каждом повороте, на каждом мостике и перевале, пугавший отвесными утесами, манивший все выше — то это становится событием!

Мы стояли на самой вершине горы Ставри Кая, что в переводе означает Крестовая скала. На самом верху её, действительно установлен крест. Как давно он тут, мы этого не знали. Мы просто стояли и не верили своим глазам. Я не понимала до конца, ветер это или какой-то невообразимый восторг захлестывает меня и не даёт дышать. Я пыталась запомнить каждый миг своими глазами. Ни один фотоаппарат, ни один самый удачный кадр никогда не передаст этого ощущения свободы, заполняющего все вокруг.

Я не знаю, сколько мы провели наверху, 5 минут или 20. В какой-то момент показалось, что все это сон, мы где-то далеко-далеко от дома. Мы вглядывались в ялтинские виноградники, разглядывали порт и городской маяк: всё это было так далеко и как будто не с нами. Где-то была жизнь, люди торопились по домам с работы, а мы стояли наверху и спокойно наблюдали.

Погода наверху была совсем другая: хоть тут и светило солнце, которого так не хватало при подъеме по лесу, ветер дул неслабый. Он почти сносил с ног и заставил нас приодеться, благо, в рюкзаках были вещи потеплее.

Настало время идти назад.

Едва начав спуск с заветной вершины, мы уперлись в фотогеничный обрыв. Ок, пофотографируемся тут.

Скалы, деревья, бесконечные горизонты, монументально и очень красиво, но скоро идеи снимков иссякли, надо было двигаться дальше. Вот только куда? Мы заблудились. В трех соснах и на одной горе. Собака заблудилась вместе с нами. Ходила кругами, молча взирала на вековые сосны с высоты, бегала за нами от одной тропинки к другой. Мы трижды обошли все метки на горе, но дорога терялась. Ветер дул, солнце садилось, еды с собой не было. Было такое зябкое и неуверенное ощущение, казалось, решение надо принимать срочно: идти в любом случае еще немало, дорога вниз столь же длинна. И мы пошли назад.

Я очень жалела, потому что знала, что впереди, на спуске к водопаду Учан Су нас ждал интересный и живописный переход под названием Чертов мостик. Да и идти новой дорогой мне всегда интересней, чем старой. Но деваться было некуда. Минут через 10 нашего спуска мы встретили Геннадия, местного жителя с сыном в кресле за спиной и еще более малюсенькой собачкой у ног. Он шел нам навстречу, вверх к Ставри Кая, и убедил вернуться назад.

Со второй попытки мы почему-то очень быстро нашли нужный поворот. Метка пряталась в кустах. Мы радостно зашагали вниз, уже по Малой Штангеевской тропе, Боткинская закончилась на Ставри Кая. Надо сказать, что идти вниз ничуть не легче, чем наверх. При подъеме наверх иногда не хватало дыхания, а вот дорогу вниз начали чувствовать ноги. Но это все мелочи. Главное, красота вокруг.

А вот и тот самый Чертов мостик. Кайф же!

Осень наступает.

Тропка словно ведет в никуда, в обрыв. Мы смеялись, вот тебе и тропа здоровья: легко упасть далеко-далеко. Не привыкшие мы к такому, люди равнин.

Смотровая площадка на спуске. Отсюда наверх начинается еще одна тропа, и мы ее обязательно пройдем!

К Учан Су спустились уже в потемках, водопад к сентябрю собственно на водопад и не похож, так что его не покажу. Лучше расскажу, как все закончилось.

Зарядки наши к тому моменту сели, так что мы надеялись уехать на каком-нибудь транспорте от Учан Су, но водопад встретил тишиной, к тому моменту все туристы и работники уже разъехались. Мы пошли по дороге, надеясь поймать попутную машину. Собака Бабака конечно же, с нами. Шли довольно долго, прежде чем нас согласились подвезти.

Спасибо большое этому прекрасному местному жителю, чьего имени я уже и не помню. Мы поговорили о Ялте, о прогулках по горам, о местном вине. Мужчина привез нас к началу нашего пути, остановке Поляна сказок, и не взял с нас ни копейки.

А нам оставалось самое сложное: расставание с псом. Как я за него переживала! Ведь он прошел с нами весь путь, забираясь на скалы, утоляя жажду в ручьях. Однажды даже пришлось тащить его на руках: забирались по крюкам на скалу. А потом в машине он тихонько сидел на моих руках и думал о чем-то своем собачьем. В благодарность за труд и компанию мы купили ему сосисок и пошли к остановке. А он даже кушать их не стал, всё шел за нами по привычке. Как я переживала, когда автобус увез нас в Гаспру! А потом, где-то через неделю, в комментариях в инстаграме мне написали, что этот песик снова на тропе, провожает новых туристов. Это счастье! Видимо, собака на своем месте там, выбирает себе попутчиков и провожает их.

Я уже жду нового сезона, хочется вернуться на тропу, а вдруг мы встретимся с собакой Бабакой снова?